Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

СППС

Дата: 5 марта 2019 в 22:05, Обновлено 10 марта 2022 в 12:34

План

работы совета Государственного учреждения образования                «Козловичский детский сад-начальная школа Калинковичского района» по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних на 2022 год.

№ п/п

Рассматриваемый вопрос

Дата проведения заседания  совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Ответственные исполнители

1

2

                     3

4

1

Утверждение состава совета профилактики на 2022г.  Утверждение плана работы совета профилактики на 2022г. Корректировка и утверждение социального паспорта учреждения на первое полугодие 2022 года.

04.01.2022г.

Директор Ефимович Е.В.

2

Работа учреждения образования по реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

25.01.2022г.

Директор Ефимович Е.В.

3

Анализ выполнения комплекса мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной обстановки для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

22.02.2022г.

Директор Ефимович Е.В.,

воспитатели д/о

4

Анализ состояния воспитательной работы по формированию навыков здорового образа жизни.

29.03. 2022г.

Классные руководители, воспитатели д/о

5

Анализ пропусков занятий обучающимися во втором полугодии

26.04.2022г.

Классные руководители

6

Организация и планирование мероприятий по летней занятости (оздоровления) отдельных категорий обучающихся в летний период

31.05.2022г.

Директор Ефимович Е.В., классные руководители

7

Работа учреждения образования  по профилактике правонарушений с учащимися и их родителями

28.06.2022г.

Директор Ефимович Е.В.

8

Анализ выполнения мероприятий по летней занятости (оздоровления) отдельных категорий обучающихся в летний период

26.07.2022г.

Директор Ефимович Е.В., классные руководители

9

О подготовке детей из многодетных семей и подучётной категории к новому учебному году

30.08.2022г.

Директор Ефимович Е.В., инспектор ИДН

10

Особенности социально- педагогической характеристики учреждения образования по состоянию на 15.09.2022г.

27.09.2022г.

Директор Ефимович Е.В., классные руководители

11

Анализ совместной профилактической работы с межведомственными службами

25.10.2022г.

Директор Ефимович Е.В.

11

Анализ изучения особенностей семейного воспитания обучающихся 1-4 классов, вновь прибывших воспитанников

29.11.2022г.

Классные руководители, воспитатели д/о

12

 Анализ работы совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2021 год, определение основных направлений работы  совета профилактики на 2022 год.

27.12.2022г.

Директор Ефимович Е.В.

Состав Совета профилактики

Ефимович Е.В., директор -  председатель совета профилактики;

Молчан И.Н., учитель начальных классов - заместитель председателя совета профилактики;                

Члены совета профилактики:

1. Горбун Л.В., председатель Козловичского сельского исполнительного комитета;

2. Ульянская Е.В., воспитатель;

3. БудникН.Н., старший участковый инспектор ИДН.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 22

О признании детей находящимися в социально опасном положении

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).

2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.

3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22

Критерии и показатели социально опасного положения

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее – государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее – неблагоприятная для детей обстановка);

социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;

признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении – принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), – совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;

в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

в реализации мероприятий.

4. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее – комиссии по делам несовершеннолетних);

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования);

учреждения образования;

организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;

территориальные органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.

Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

5. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – координационные советы).

ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

6. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования – при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;

организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг, осуществлении иных функций;

территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

7. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

8. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.

ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

9. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).

10. К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.

11. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

12. При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

13. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

14. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

15. Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.

О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.

16. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.

17. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.

18. Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:

о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;

о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в связи с переездом семьи на новое место жительство, в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

19. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.

20. Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.

21. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

22. Реализацию мероприятий обеспечивают:

22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:

организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;

принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);

22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;

22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;

организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;

22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;

обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;

консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);

обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;

консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);

обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

в соответствии с законодательством назначают пенсии, пособия;

в установленном законодательством порядке оказывают государственную адресную социальную помощь семье, иные виды помощи, участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи в натуральной форме, иностранной безвозмездной помощи, а также помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;

в установленном законодательством порядке оказывают социальные услуги, в том числе пострадавшим от насилия в семье;

участвуют в профилактических мероприятиях по противодействию домашнему насилию;

в соответствии с законодательством при необходимости оказывают содействие родителям в трудоустройстве;

22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:

проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;

при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:

оказывают содействие в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;

22.11. организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг.

Организация работы с лицами из групп риска совершения суицида:

1. При личном контакте, необходимо уточнять наличие факторов риска совершения суицида путем опроса.

2. В случае наличия факторов риска совершения суицида информировать о выявленных факторах заинтересованные ведомства по месту жительства.

3. Проведение среди сотрудников разъяснительной работе о т.н. «последствиях психиатрического учета» с целью формирования у населения реального представления о «психиатрическом учете».

4. Обеспечение сотрудников информацией о возможностях получения психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.

5. Организовать информирование населения в ходе осуществления должностных обязанностей о возможностях получения психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.

 «Телефон Доверия» - служба экстренной анонимной психологической помощи по телефону.

8-0232-31-51-61

Республиканская «Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

Если вы находитесь в трудной жизненной ситуации, не видите выхода из нее, считаете что жизнь окончена, не знаете куда обратиться за помощью – звоните.

Режим работы: круглосуточно, без выходных, перерывов.

Профилактика самоубийств

Памятка по выявлению граждан из групп риска совершения суицида 

Организационно-методический отдел

учреждения «Гомельская областная

клиническая психиатрическая больница»

(Сайт: gokpb.by)

(Мы [В]контакте: vk.com/gopb.by)

г. Гомель, ул. Добрушская 1.

ЛИЦА ИЗ ГРУППЫ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА:

  • имеющие прямые суицидальные тенденции (высказывающие идеи, мысли, угрозы о самоубийстве, готовящиеся к самоубийству);
  • имеющие тяжелые заболевания, с заведомо неблагоприятным исходом (в первую очередь онкологические), нарушающие способность к передвижению, самообслуживанию, социальное функционирование;
  • в момент переживания тяжелых утрат (смерть родителя, ребенка, значимого человека);
  • имеющие признаки депрессивных расстройств (длительно сниженный фон настроения, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, отсутствие интереса к жизни);
  • если имеются сведения о насилии (физическом, сексуальном, психологическом);
  • находящиеся в конфликтных ситуациях с социальным окружением, неблагоприятной семейной обстановке  (утрата значимого близкого человека, развод и т.д.);
  • употребляющие алкоголь, наркотики в формах, приведших к социальной дезадаптации (утрата семьи, работы, близких, правонарушения).

«Психиатрический учет»:

1. «Психиатрический учет» регламентирован постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 ноября 2017 г. № 95 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления диспансерного наблюдения».

2. Диспансерное наблюдение – периодический медицинский осмотр, медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента в динамике в зависимости от группы (подгруппы) диспансерного наблюдения.

3. Хронические психические расстройства (заболевания) – психические расстройства (заболевания), при которых продолжительность болезненных проявлений составляет более шести месяцев;

Затяжные психические расстройства (заболевания) – психические расстройства (заболевания), при которых продолжительность болезненных проявлений составляет от

одного до шести месяцев.

4. Большинство психических расстройств, на фоне которых возникают суицидальные тенденции не относятся к затяжным или хроническим и диспансерному наблюдению не подлежат.

5. Обращение за помощью при первых признаках заболевания во многих случаях позволит избежать диспансерного наблюдения.

За помощью можно обратиться, в т.ч. анонимно

  • г. Гомель:
  • диспансерное отделение учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»;
  • ГУЗ «Гомельская центральная городская поликлиника» (далее – ГУЗ «ГЦГП», ул. Юбилейная 7А;
  • филиал № 2 ГУЗ «ГЦГП», ул. Бочкина 182 А; филиал № 3 ГУЗ «ГЦГП», ул. Огоренко 3;
  • филиал № 6 ГУЗ «ГЦГП», ул. Новополесская 11;
  • филиал № 8 ГУЗ «ГЦГП», ул. Богданова 12 корп. 2;
  • филиал № 9 ГУЗ «ГЦГП», ул. Клермон-Ферран 2;
  • учреждение «Гомельская областная клиническая поликлиника», ул. Артема 4;
  • учреждение «Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и Семья», ул. Кирова;
  • В районных центрах помощь оказывается в центральных районных больницах и поликлиниках.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни.

Вторая стадия — это суицидальные   замыслы.  Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия — суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У большинства подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4.  Дисгармония в семье.

5. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

7. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Итак к «группе риска» по суициду относятся подростки:

—  с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

—  злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

—  с затяжным депрессивным состоянием;

—  сверхкритичные к себе подростки;

—  страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

—  фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

—  страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

—  из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

—  из семей, в которых были случаи суицидов.

Оптимизация межличностных отношений в школе.

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе   уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

—  вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

—  внушать им оптимизм и надежду;

—  проявлять сочувствие и понимание;

—  осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

Профилактика суицидов в школе

Памятка для педагогов

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).  

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

Буклет для подростков

«Мы выбираем жизнь!»

В жизни каждого человека бывают жизненные периоды полные разочарований и горьких мыслей. И именно твой, подростковый возраст, становится самой благодатной почвой для развития негативных мыслей. Очень уж сложно, бурно растущему организму, противостоять комбинации давления в школе и различным конфликтам.

Стрессовое состояние у школьника может возникать не только в классе, но и, например, при общении с родителями или сверстниками. 

Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

1. Нам нужно, чтобы нас любили

2. Нам нужно хорошо к себе относиться

На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа:

1. Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся.

2. Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”.

Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни.

Ты увидишь также, как дружеские забота и ласка умеют обнадеживать, гнать от себя мысли о самоубийстве.

Потребность любви Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:     – потребность быть любимым;

– потребность любить;

– потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подумай сам

 Предположим, ты задумал совершить самоубийство, потому что “тебя никто не любит”, и вдруг ты начинаешь ощущать чью -то ласку, заботу, с тобой говорят, тебя слушают – и у тебя появляется проблеск надежды. Если же тебя преследуют мысли о смерти, потому что ты сам никого не любишь, то теплые чувства по отношению к тебе могут оказаться заразительными: под их воздействием может растаять и твое холодное сердце. Если же ты хочешь покончить с собой, потому что чувствуешь, что никуда “не вписываешься”, бывает достаточно всего одного дружеского рукопожатия, чтобы ощутить, что ты занял место в сердце хотя бы одного человека.

Заботливый и ласковый друг способен отговорить тебя от самоубийства, ибо он удовлетворяет твою потребность в любви, потребность, столь свойственную каждому из нас. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.

Окружение – это то место, где ты находишься “в окружении” других. Такие “окружений” у тебя несколько: дом, школа, двор. Находясь в компании своих друзей, ты пребываешь в окружении сверстников. В принципе “Окружений” может быть еще больше, например: работа, церковь или баскетбольная площадка. В каждом из таких мест ты взаимодействуешь, контактируешь с другими. Разговариваешь, смеешься, споришь. А иногда просто молчишь.

Ребятам, которые часто испытывают стрессы, надо учиться выходить из этого состояния.

Такие способы есть

Способы выхода из стрессового состояния: 

  • хорошо  выспаться (не менее 8 часов);
  • выполнить гимнастическое, спортивное упражнение; 
  • сделать дыхательную гимнастику; 
  • «Уговорить» себя: «Не расстраивайся!»;
  • принять прохладный душ; 
  • поиграть на музыкальном инструменте; 
  • послушать музыку, которая очень нравится;
  • почитать любимую книжку; 
  • посмеяться; 
  • вкусно поесть; 
  • намочи и несколько раз выжми большое полотенце;
  • запиши все негативные мысли на бумаге (замени на позитивные);
  • выполни  любое упражнение на снятие эмоционального напряжения, например: очень сильно сжаться на несколько секунд, а затем расслабиться и так несколько раз.

Как справиться с негативными мыслями и чувствами?

Нужно научиться думать иначе

  • Контролируйте свое настроение
  • Избегайте ссор
  • Не замыкайтесь в себе
  • Старайтесь чаще улыбаться и смеяться
  • Не будьте слишком чувствительны к резким словам
  • Прекратите беспокоиться понапрасну без серьезной причины
  • Создавайте себе хорошее настроение
  • Не поощряйте тех, кто постоянно переживает и печалится
  • Никогда не оставайтесь наедине со своими неприятностями

Жизнь – это возможность! Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота! Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта! Осуществи ее.

Жизнь – это вызов! Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная! Исполни ее.

Жизнь – это игра! Стань игроком.

Жизнь – это богатство! Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение! Охраняй его.

Жизнь – это любовь! Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна! Познай ее.

Жизнь – это долина слез! Преодолей все.

Жизнь – это песня! Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного! Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача! Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее!

247710,

ГУО «Калинковичский районный социально-педагогический центр»

г. Калинковичи, улица Геологов,

д. 2, пом.2,

Тел.: 5-45-13

В чём ценность человеческой жизни? Чтобы понять это, человеку дана огромная сила для преодоления любых жизненных испытаний. В моменты, когда тебя одолевают депрессия, навязчивые мысли о самоубийстве, тебе кажется, что ты в безвыходной ситуации, и ты думаешь, что, уйдя из жизни таким способом, ТАМ тебе будет лучше – именно в такие моменты стоит осознать, что твой кажущийся жизненный тупик, вовсе не является таковым. Выход есть всегда – измени свой угол  зрения на мир и твоя жизнь изменится. Это на своём жизненном примере показали многие люди. В тебе, как и в миллиардах других людей, есть сила жить, есть воля её созидать.

Жизнь не посылает испытаний выше твоих сил, значит, ты можешь найти выход из любой трудной ситуации или попросить помощи у других.

Когда б ты жизнь постиг, тогда б из темноты
И смерть открыла бы тебе свои черты.
Теперь ты сам в себе, а ничего не знаешь –
Что ж будешь знать, когда себя покинешь ты?
                                                  (Омар Хайям)

«Жизнь – это  счастье, сотвори её сам!»

(Если ты думаешь о суициде – эта информация для тебя)

Телефоны доверия:

ТЦСОН 5 22 32

Социально-педагогический центр

г. Калинковичи, улица Геологов, д. 2, пом.2, 5-45-13

Твоя жизнь – это бесценный дар! Она принадлежит только тебе! Она ― ценна! Жизнь дана временно на прокат, дабы ты за отведенный тебе срок имел ШАНС взрастить в себе свои самые лучшие человеческие качества. Ведь там, за гранью этого мира, оценивается лишь твой багаж добрых мыслей и дел на благо других людей. Все внутренние переживания, все душевные боли, ТАМ только усилятся.

Все препятствия надо преодолевать здесь и сейчас. Надо растить в себе Человека с большой буквы в условиях этого мира, здесь и сейчас! Надо познавать мир и расширять рамки своего интеллектуального кругозора здесь и сейчас. Надо по настоящему учиться  Любить и творить Добро здесь и сейчас!

Ты наделён правом Выбора, и от тебя зависит решение, каким мыслям отдавать своё ценное внимание. От того, как ты научишься себя контролировать и постоянно переключаться на позитивные мысли, зависит и твоя дальнейшая жизнь. А благие поступки укрепят твою веру и даруют прочную основу жизни на стороне добра, пребывая на которой, не страшны никакие жизненные испытания. Всё в твоих  руках! Ты капитан своего корабля и в твоих силах выбрать курс в направлении настоящей ЖИЗНИ!

И кто знает, скольких людей в будущем ты осчастливишь своим присутствием, став источником новой жизни!

В те же моменты, когда навязчивые мысли пытаются атаковать твоё сознание, постарайся быть в компании друзей или родных.

Смысл жизни можно обрести всегда, просто осознав, что есть люди, которым очень нужна твоя помощь и забота, пусть даже самая простая и обыденная.

Именно сейчас в данный момент!

Ступив на светлый путь жизни ради других, спустя короткий промежуток времени, ты с большим облегчением почувствуешь, как рассеивается туман негативных мыслей, как ценна твоя жизнь и каждое проживаемое мгновение.

Ты с обновлённой силой почувствуешь желание жить!

Выход из любой жизненной ситуации с пользой как для человека, так и для окружающих, существует всегда. Нужно лишь запастись ценными знаниями, силой воли, терпением и ЖЕЛАНИЕМ  ЖИТЬ.

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?

(рекомендации родителям)

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

Не следует говорить ребенку:

  • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
  • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
  • «Где уж мне тебя понять!»;
  • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
  •  «Не получается – значит, не старался!»;
  • «Все дети, как дети, а ты …»;
  • «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

Обязательно скажите ему:

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
  • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).  

Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Приемы предупреждения суицидов

  • Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
  • Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

За поддержкой вы можете обратиться:

Социально-педагогический центр

г. Калинковичи, улица Геологов, д. 2, пом.2, 5-45-13

Центр социального обслуживания населения

5 22 32

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,

Но отдельного человека всегда можно»

И. Бродский

Признаки суицидального поведения подростка

 Словесные признаки.

Человек, готовящийся к самоубийству, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она может:

  • Прямо и явно говорить о смерти:

-я собираюсь покончить с собой;

-я не могу так жить.

  • Косвенно намекать о своём намерении:

-я больше не буду ни для кого проблемой;

ничто больше не имеет значения;

-тебе больше не придётся обо мне волноваться.

  • Много шутить на тему самоубийства.
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки.

  • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

-в еде - есть слишком мало или слишком много;

-во сне - спать слишком мало или слишком много;

-во внешнем виде

- стать очень неряшливым;

-в поведении в  школе - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость;

-отстраниться от семьи, друзей;

  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
  • Проявлять признаки беспомощности, отчаяния.

Ситуационные признаки.

  • Быть социально изолированным (не иметь друзей или иметь только одного друга).
  • Жить в нестабильном окружении, например: серьёзный кризис в семье, в отношениях с родителями или в отношениях родителей друг с другом;
  • Ощущать свою отверженность, стать жертвой насилия - физического, сексуального, эмоционального.
  • Ранее предпринимать попытки самоубийства.
  • Иметь склонность к самоубийству вследствие того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, знакомых, членов семьи.
  • Перенести серьёзную потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

Рекомендации для родителей

1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8. Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9. Не предлагайте упрощенных решений;

10. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние; 

 14. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Уважаемые родители! Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

              Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.

              А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Телефон оказания консультативной психолого-педагогической помощи

5-45-13

Памятка для педагогов

«Суицид и подросток»

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни.

Вторая стадия — это суицидальные   замыслы.  Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия — суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У большинства подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4.  Дисгармония в семье.

5. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

7. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Итак, к «группе риска» по суициду относятся подростки:

—  с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

—  злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

—  с затяжным депрессивным состоянием;

—  сверхкритичные к себе подростки;

—  страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

—  фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

—  страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

—  из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

—  из семей, в которых были случаи суицидов.

Оптимизация межличностных отношений в школе.

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе   уважения,убеждения, спокойном,доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

—  вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

—  внушать им оптимизм и надежду;

—  проявлять сочувствие и понимание;

—  осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

Информация к размышлению родителей

КОГДА РЕБЕНОК ХОЧЕТ УМЕРЕТЬ

Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству

  • Жестокое обращение окружающих
  • Нарушение отношений в семье, стремление любыми способами создать ощущение гармонии
  • Ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм
  • Повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам и нежеланием помочь
  • Практика унизительных и жестоких наказаний
  • Полная неспособность родителей оказать ребенку поддержку
  • Проблемы в колледже
  • Неразделенная любовь

Что должно насторожить в ребенке

  • Перепады настроения: с утра в прекрасном расположении духа, а днем вдруг говорит, что покончит собой
  • Признаки «вечной усталости»
  • Уход в себя
  • Усиленное чувство тревоги
  • Поглощенность мыслями о смерти и загробной жизни
  • Приобщение к алкоголю и наркотикам или усиленное их потребление
  • Составление записки об уходе из жизни
  • Заявления: «ненавижу жизнь», «они еще пожалеют о том, что мне сделали», «я никому не нужен», «я больше не в силах выносить это».

Чего не нужно делать

  • Не говорите: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить!»
  • Не вдавайтесь в философские рассуждения, не полемизируйте о том, хорошо или плохо совершать самоубийство.
  • Не оставляйте там, где находится подросток, собирающийся совершить самоубийство, лекарства и оружие.
  • Не пытайтесь выступать в роли судьи
  • Не думайте, что подросток ищет только внимания
  • Не оставляйте ребенка одного.

Что надо делать

  • Отказаться от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком
  • Строить отношения на основе договора, просьб, объяснений
  • Помнить, что подростки не имитируют суицид
  • Серьезно относитесь ко всем угрозам. Пусть специалисты решат, насколько они реальны.
  • Дайте почувствовать ребенку, что вам небезразличны его проблемы
  • Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем
  • Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей
  • Заключите «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом
  • Обратитесь с подростком в психоневрологический диспансер, к детскому или подростковому психиатру.
  • Не бойтесь просить о помощи.

Информация к размышлению родителей

Как поступить с ребенком, совершившим противоправный поступок.

Как правило, и это подтверждает статистика, уголовно-наказуемым поступкам предшествуют административные и асоциальные поступки. Если подросток что-то натворил, то чаще всего о его поступке в первую очередь, сообщают родителям. Их реакция в таких случаях может быть самой противоречивой:

  • родители могут сорваться и побить;
  • могут накричать и запретить;
  • могут взять вину на себя, оградив ребенка от ответственности за поступок.

Последствия:

своими действиями (выше перечисленными) родители могут вызвать: мотив к асоциальному поведению; ребенок затаит злобу и агрессию выплеснет в асоциальном поступке, сделает «на зло»; безнаказанность, безответственность, «все сходит с рук».

Что нужно сделать:

  1. Выслушать ребенка.

Подумайте, что и как вы ему скажете. Ребенок должен ощущать, что вы ему верите и ваша реакция на правду не будет спонтанной, жестокой, непредсказуемой, несправедливой. Необходимо задавать ребенку наводящие и уточняющие вопросы, чтобы он не ввел вас в заблуждение, не обманул. Помните: когда подросток виноват, но видит, что родители словно боятся выяснить его вину (поверить, что он такое совершил, боятся признать свою педагогическую некомпетентность, «промах» в воспитании), то он может решить, что они хотят помочь ему скрыть поступок. Он как бы получает на это молчаливое согласие, которое может в дальнейшем способствовать следующему правонарушению. Родителям необходимо настаивать на немедленном извинении ребенка перед людьми, которым он нанес даже малейшую обиду, ни в коем случае не перекладывать эту ответственность на себя.

  1. Постарайтесь понять смысл поступка.

Если поступок был импульсивен, то это смягчает его вину. Если же поступок совершен осмысленно и во время разговора ребенок агрессивен, то нужно искать причины и обращаться за помощью. Родители не должны обольщаться («У меня сын хороший!»), проанализировать недалекое прошлое: может такие или подобные поступки уже имели место?

  1. Если ребенок совершил поступок, постарайтесь адекватно оценить его.

Возможно это поможет избежать конфликта или снимет с вас « розовые очки». Как это сделать?

  • можно оглянуться на сове прошлое и посмотреть на поступок глазами подростка;
  • можно оглянуться на свое прошлое и найти знакомого, со сходными условиями (мама, папа, где работают) и «приписать» этот поступок ему;
  • можно представить, что перед вами не ваш, а соседский ребенок и понаблюдать за его поведением со стороны;
  • объяснить поступок желанием выглядеть взрослым. Окружающие взрослые пьют, курят, дебоширят. Эффект отрицательного примера. Все эти формы можно найти в асоциальной компании.

Памятка

«Самое ценное благо- жизнь»

Самое главное- это жизнь, и вы должны её защищать, очищать, укреплять, потому что благодаря любви- жить, вы можете получить здоровье, красоту, силу, ум, это является истинным богатством.

Жизнь- на вершины всходить и взойти.

Жизнь- это, значит, не сбиться с пути,

Трудно? Но пусть не робеет душа.

В снежную бурю, под ветра гуденье,

Будем карабкаться, трудно дыша.

Жизнь- восхождение.

Ты должен об этом знать.

1Проблемы- это житейские задачи, которые требуют решения.

Надо учиться решать проблемы:

  1. поговорить с мудрым человеком, которому ты доверяешь, спросить, а как бы он повёл себя и поступил в подобной ситуации;
  2. нельзя денно и нощно думать только о плохом; умей отвлечься от проблемы, отдохни- может быть на свежую голову придет решение данной житейской проблемы;
  3. помни - безвыходных ситуаций не бывает; дай своей голове возможность всё обдумать; эмоции- «враг №1» в решении проблем.

Если у тебя ссора с друзьями или близкими людьми- они тебя не понимают:

  1. для начала ответь на вопрос «А что я сделал, чтобы меня поняли?»;
  2. если хочешь получить понимание, объясни свои взгляды, докажи, что тебе это необходимо ( доказывай без агрессии);
  3. подтверждать что ты взрослый нужно делом, а не ростом и командным голосом; показателем взросления человека является уровень его самообслуживания.
  4. всегда следуй правилу трёх R

УВАЖАЙ СЕБЯ 

УВАЖАЙ ДРУГИХ 

БУДЬ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ СВОИ ПОСТУПКИ

  1. Помни - иногда молчание- лучший ответ.

В нашей жизни стало очень много людей, которые умеют манипулировать сознанием человека. Что такое«манипуляция»?- это программирование мнения, настроения, психического состояния человека, с целью обеспечить такое поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции. Если манипуляторы окончательно овладеют ключами к нашему сознанию, то они поведут нас к пропасти- и мы сами в неё прыгнем. К манипуляторам относятся: вымогатели, продавцы, коррупционеры.

Что делать?

  1. Когда поток мнения идёт слишком настойчиво и с убеждением, что выбора уже нет, ваш разум должен подавать сигнал: внимание, манипуляция!
  2. Надо поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором, избегать соблазна побыть в «театре» скандалов, который разыгрывают манипуляторы.
  3. Умей критически воспринимать информацию, включай здравый смысл. Давай себе отсрочку в принятии решения (т.е. «Утро вечера мудренее!»).

3 фильмы ужасов и боевики вызывают эмоциональное отупение и развивают агрессию. Для одних людей агрессия становится нормой, и они включают её в «репертуар» поведения. Другие начинают постоянно испытывать чувство тревоги, боясь выйти на улицу.

Подсознательно все акты агрессии накладывают свой отпечаток на наше поведение.

Что делать?

Ещё раз- не воспринимайте информацию буквально, относитесь к ней критически. Любые- фильм, передачу нужно анализировать, т.е. быть активным зрителем. Нести ответственность за выбор информации для себя.

Таким образом можно и нужно хоть как-то защищать свою психику (внутреннее состояние). Противостоять насилию нужно, поскольку это очень опасно. Если врага мы в дом не пускаем, то почему так спокойно отдаём себя на растерзание «телевизионным вампирам»?

4 Страх- переживание какой-либо воображаемой или реальной опасности которая имеет угрожающее воздействие на жизнь человека. Наличие устойчивых страхов свидетельствует о неспособности человека справиться со своими чувствами, когда он пугается вместо того, чтобы действовать.

Что делать?

Управлять собой, побеждать чувство бессилия и безнадёжности решительностью в действиях и поступках, быть настойчивым, верить в себя; обсуждайте свои проблемы с людьми, которым доверяете.

Власть над собой- самое главное качество в самовоспитании, только такой человек, который думает, анализирует, принимает решения и действует- может победить в себе сомнения, соблазны и слабость духа.

Несколько советов на каждый день

Освободите себя от хронической потребности в одобрении со стороны окружающих, и вы лучше сможете развиваться, уважать и понимать себя.

2 Не бойтесь высказываться и выражать свои эмоции (тактично), это лучше, чем собирать в себе отрицательные переживания в форме возмущения и расстройства.

3 Осознавайте пределы своих возможностей. Вы не можете достать до неба, но вы не должны испытывать вину из-за того, что у вас нет крыльев.

4 Не старайтесь угодить всем. Это неизбежно приведёт к тому, что вы так или иначе будете обманывать себя.

5 Привыкайте к позитивному мышлению. Как бы вас не беспокоило то, что у вас чего-то нет, напоминайте себе о том, что у вас есть что-то другое.

6 Используйте чувство юмора. Юмор и смех помогают по-новому взглянуть на свои проблемы, снизить трудность, а значит и психическое напряжение. Умение смеяться над собой свидетельствует о развитой способности к саморефлексии. Смех приводит к падению тревожности и мышечного напряжения, способствует углублению и удержанию дыхания, насыщению крови кислородом, нормализации сердцебиения.

Ты скажешь, это жизнь- одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведёшь её, так и пройдёт,

Не забывай: она- твоё творенье!

Памятка родителям по профилактике суицида

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.