2 класс
Цель: сформировать у учащихся чувство гордости за достижения нашей страны за годы независимости, воспитание гражданской ответственности, инициативности и творческой активности.
Задачи:
• способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою Родину;
• развивать у учащихся познавательный интерес, желание изучать историческое прошлое своей Родины;
• воспитывать чувство любви к своей Родине, уважения к ее истории, гордости за достижения современной Беларуси;
• формировать у школьников стремление быть похожими на лучших представителей белорусского народа.
Оборудование урока: изображения известных спортсменов, деятелей культуры и искусства; карта Беларуси; огоньки; контур Беларуси.
Ход урока
На доске:
Настали дни чудесные,
Пришли мы в 1 класс.
И много интересного,
Узнаем мы сейчас.
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители! Вот и наступил долгожданный день, когда вы впервые пришли в школу, страну Знаний. Я уверена, что вы с нетерпением ждали этого дня. Вы заметили, что каждый из вас в этот день немного повзрослел? Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить: «Это ученик, школьник». А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим.
-- Старательные девочки здесь?
-- Умные мальчики?
-- Заботливые мамы?
-- Добрые и ласковые папы?
-- Тогда можно начинать!
Учитель:
Нарядные! Парадные! Такие ненаглядные!
Причесанные, с бантиками девочки пришли!
И мальчики отличные! Такие симпатичные,
Такие аккуратные, с букетами пришли!
Все бывшие проказники – сегодня первоклассники.
Сегодня все хорошие, таких ребят я жду!
Учитель: Пришла пора и познакомиться. Я ваша учительница. Зовут меня Ирина Николаевна. Я очень ждала встречи с вами, думала о вас.
Посмотрите вокруг — это наш кабинет, в котором мы будем учиться. Он чистый, светлый, красивый. Будем стараться, чтобы он оставался таким целый год.
В этой комнате, которая называется классом, вы каждый день будете получать особенные подарки. Но это не игрушки и не конфеты. Это знания. Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания, чтобы вы выросли умными, добрыми, трудолюбивыми. Я поздравляю вас с первым школьным днём и желаю хорошо учиться и хорошо трудиться.
Сегодня каждый первоклассник нашей страны получил в подарок книгу «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку». Посмотрите какая она красочная, сколько в ней фотографий. Благодаря этой книге вы узнаете много.
- Ну, а сейчас я хочу поговорить с вами о стране в которой мы живём. Как она называется? (Беларусь). Фото
- Какое красивое название у нашей страны. Беларусь! А еще мы называем ее - Родина. Родина - потому что здесь мы родились, потому что она нам самая родная из всех стран на целом мире. А еще - Отечество. Отечество - ведь она нам досталась от наших родителей. А им от их родителей - наших дедов. А дальше - от прадедов, от прапрадедов...
- Вот и сегодняшний ваш первый урок и называется «Я вырос здесь, и край мне этот дорог ».
- Откуда произошло название нашей Родины? (Белая – от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая – от их светлых волос. Белая – значит свободная.)
- Посмотрите на карту нашей страны. Она имеет форму листика.
- Если смотреть на Беларусь с высоты птичьего полета, то мы увидим огромный зеленый ковер с голубыми бусинками озер и голубыми нитками рек.
- Давайте мы отправимся в первое путешествие по красивейшим местам нашей Родины.
1 остановка: Столица Беларуси.
- У каждой страны есть свой главный город. Этот город называется столицей. А как называется столица нашей республики?
Чем столица отличается от других городов? (Столица – это, как правило, самый большой город страны, здесь находятся главные учреждения, здесь живет больше людей, чем в других городах).
- А кто из вас был в Минске? Где в Минске вы были? Что вам понравилось?
Нашей столице уже много лет. (950). Это очень красивый и чистый город.
- А какие города вы ещё знаете?
- Кто такой президент? фото
- Как зовут президента Республики Беларусь.
2 остановка: Беловежская пуща. фото
Беловежская пуща — это национальный парк нашей республики. Это место, где находятся под охраной животные и растения.
В Беловежской пуще есть музей, здесь можно увидеть волка, лису, лося, оленя, а самое главное зубра. Зубр — древнее животное, которое считается современником мамонта.
А ещё в пуще расположена резиденция белорусского Деда Мороза ,фото
3 остановка: Замки Беларуси.
В Беларуси есть несколько замков. К сожалению, многие из них полуразрушены. Но есть два прекрасных замка – Мирский и Несвижский. Они были недавно отремонтированы. Побывав в них, можно много узнать о том, как жили раньше люди.
4 остановка: Гомель.фото
Гомель – это наш областной центр. Многие из вас бывали в Гомеле.
5 остановка: аг.Козловичи
Ну и последняя остановка – это наша малая Родина. Деревня, где мы живём. Козловичи.
- Прекрасна наша Беларусь. Давайте ещё полюбуемся её красотами.
Учитель: Сегодня вы стали первоклассниками. Ученик! Это почетное звание носят все жители страны Знаний и его нужно обязательно заслужить. Итак, сейчас я проверю, готовы ли вы стать учениками. Для этого вы должны преодолеть испытания. Сколько их будет, давайте посчитаем. Правильно, пять.
Испытание №1.
С завтрашнего дня вам потребуются школьные предметы, а какие, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
1. Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том –
Ручки, книжки и альбом. (портфель)
2. Расскажи мне, первоклассник,
В чем ты носишь в школу ластик?
В чем – фломастеры цветные
И карандаши простые? (пенал)
3. Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (книга)
4. Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть — … (пластилин)
5. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (тетрадь)
6. Я люблю прямоту,
Я самая прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (линейка)
7. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка)
8. Что за палочка в руке
Быстро чертит на листке?
Всё, что нужно, написал?
Положи ее в пенал! (Ручка)
Учитель: Молодцы! Первое испытание вы прошли, чтобы это не забыть, я обведу цифру 1, а мы двигаемся по стрелочке дальше.
Испытание №2.
— Ребята, скажите мне, как назвать одним словом все эти предметы? (школьные принадлежности, канцтовары и т.д.) А куда их можно сложить, чтоб использовать на уроках? (портфель)
— Верно, в портфеле должны лежать все школьные принадлежности, которые вы угадали в загадках. А сейчас проверим, настоящие ли школьники наши первоклассники: эстафета-игра «Соберись в школу»
Правила: на столе разложены учебные и не учебные принадлежности. Участникам (по парам) нужно добежать до предметов, выбрать из них один учебный, назвать его, положить в портфель, вернуться обратно и передать портфель следующим участникам. Затем подводятся итоги.
Учитель: Молодцы! Второе испытание вы прошли, чтобы это не забыть, я обведу цифру 2, а мы двигаемся по стрелочке дальше.
Испытание №3. Физкультминутка
В школе на уроках, чтобы не уставать, мы будем делать с вами физкультминутки. Вот и сейчас давайте отдохнём. Встаньте возле парт.
Подпрыгните те, – у кого серёжки в ушах;
Поднимите руки – кто сегодня пришёл в школу с букетом цветов;
Повертитесь – у кого в одежде есть красный цвет;
Похлопайте в ладоши – кто сегодня с радостью шёл в школу;
Присядьте – кто обожает мороженое;
Поморгайте – у кого есть пуговицы на одежде;
Покрутите головой – у кого дома есть домашнее животное;
Достаньте руками носки своих туфелек – у кого в имени или фамилии есть буква «А»;
Сядьте за парты – кто теперь будет учиться в 1 классе!
Учитель: Молодцы! Третье испытание вы прошли, чтобы это не забыть, я обведу цифру 3, а мы двигаемся по стрелочке дальше.
Испытание №4. «Это я, это я, это все мои друзья!»
— А сейчас я хочу проверить, все ли ребята хорошо подготовились к школе. Может кому-то еще годик дома надо посидеть?! Послушайте мои стихи.
Я начну, а вы кончайте, Хором, дружно отвечайте
«Это я, это я, это все мои друзья!»
(дети отвечают хором «Это я, это я, это все мои друзья!»)
Кто ватагою веселой
Зашагал сегодня в школу?
Кто хранить будет в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто из вас, хочу узнать,
Любит петь и танцевать?
Отвечайте хором, вмиг,
Кто здесь главный баловник?
Кто в постели целый день
И кому учится лень?
А, скажите мне, ребятки,
Кто утром делает зарядку?
И еще один вопрос:
Кто себе не моет нос?
Кто одежду бережет:
Под кровать ее кладет?
Учитель: Молодцы! Четвёртое испытание вы прошли, чтобы это не забыть, я обведу цифру 4, а мы двигаемся по стрелочке дальше.
Испытание №5. «Зажги имя»
У каждого из вас на столе лежат магнитики-огонёчки. Вам нужно будет их «зажечь». Объясню, что для этого нужно сделать. За моей спиной на доске написаны ваши имена. Найдите глазками своё имя. По моему сигналу вам нужно будет зажечь магнитик-огонёк, прикрепив его у своего имени справа. (Сначала девочки, потом мальчики, называя вслух своё имя).
– Посмотрите, все ли огоньки горят? Никого не потеряли?
Учитель: Молодцы! Пятое испытание вы прошли, чтобы это не забыть, я обведу цифру 5. Отправлялись мы с вами в школьное путешествие от слова (дети, умеющие читать, произносят вслух) дошкольник. Прошли (хором) первое, второе, третье, четвёртое, пятое испытания и опять пришли к слову дошкольник. Как же так? Разве мы сейчас дошкольники? Нет, а кто? (Школьники.) Как же дошкольника превратить в школьника? Может быть, кто-нибудь догадался? (Убрать буквы д, о). Молодцы! Теперь мы (хором) ШКОЛЬНИКИ!
— Считаю, что всех вас можно принять в школьное братство и присвоить гордое звание «ПЕРВОКЛАССНИК». А сейчас настал момент для торжественного произнесения клятвы первоклассника, после которой вы станете членами большой и дружной школьной семьи школы.
Я зачитываю клятву. Вы хором повторяйте «Клянёмся»
КЛЯТВА ПЕРВОКЛАССНИКА
Выучить буквы, научиться читать… Клянёмся!
Научиться к лету писать и считать… Клянёмся
На уроке стараться, и мух не считать… Клянёмся!
Учебник беречь, не бросать и не рвать… Клянёмся!
Стать за год умней и взрослей… Клянёмся!
Стать гордостью родителей и учителей… Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Учитель: Конечно, в школе будет нелегко. Но ведь у нас всегда есть надёжные друзья-помощники. Кто же они? Да, это наши родители.
- Ну, что, уважаемые родители, вы готовы помогать своим первоклассникам учиться?
— А вы, дети, повернитесь к своим родителям и послушайте, что они вам обещают
Детям в учёбе поможем всегда,
Чтобы детьми была школа горда. Да!
Нас не пугает задач чехарда,
Формулы вспомнить для нас ерунда. Да!
Будем спокойны, как в речке вода,
Мудрыми будем, как в небе звезда. Да!
Будем вставать по утрам в холода,
Чтобы успеть и туда и сюда. Да!
Вкусные блюда будем готовить всегда,
Баловать сладким детей иногда. Да!
Когда ж завершиться учёбы страда,
Вместе с детьми погуляем тогда. Да!
Ребята, поскольку вы превратились теперь из дошкольников в настоящих учеников 1 класса, то школа приготовила для вас учебники, по которым вы будете учиться целый год.
– Ну, а кто догадался, что с ними надо сделать дома? (Вымытыми руками можно их посмотреть, полистать, обернуть, подписать, вложить закладочку).
Учитель: Вот и подходит к концу ваш первый урок. Я рада нашему первому знакомству. Я поздравляю вас! И в память о сегодняшнем дне – дне Знаний, о дне нашего с вами знакомства для вас есть подарок, который спрятан у вас под сидением стульчика.